Проект по внедрению автоматизированной информационной системы управления денежными средствами (Централизованное казначейство) в ПАО «Полюс»
ПАО «Полюс» — крупнейший производитель золота в России и одна из 10 ведущих глобальных золотодобывающих компаний, себестоимость производства на предприятиях которой является одной из самых низких в мире.
Основные предприятия компании расположены в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской областях, а также в Республике Саха (Якутия) и включают 5 действующих рудников, золотоносные россыпи и ряд проектов в стадии строительства и развития.
Компания ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ» реализовала для ПАО «Полюс» масштабный проект по внедрению автоматизированной информационной системы управления денежными средствами (Централизованное казначейство) на «1С:Управление холдингами». Проект получил 2 премии:
-
Декабрь 2016 года – в рамках национальной премии «Казначей года 2016» отмечен в номинации «Проект года в области совершенствования казначейской функции»
-
Январь 2017 года – победитель «Проект года» Global CIO в номинации «Лучшее ИТ-решение в предметной области» в категории «Бизнес-приложения (кроме ERP и ECM)»
Цели проекта: Повышение эффективности управления денежными средствами Группы, Сокращение трудозатрат, на реализацию Казначейской функции
Структурные блоки проекта:
1.Создание централизованного казначейства Группы «Полюс». Введение процедур централизованного контроля платежей БЕ, создание инструмента управление валютными и процентными рисками, оперативное управление денежными средствами ПАО «Полюс», компенсация кассовых разрывов и сокращение уровня неиспользуемых денежных средств на расчетных счетах с помощью внутригрупповых перемещений денежных средств/размещения денежных средств.
2.Регламентация, стандартизация и внедрение специализированной казначейской системы. Повышение уровня прозрачности процессов, повышение уровня управляемости процессов, сокращение трудозатрат и времени на выполнение процессов
3.Создание «фабрики платежей» (ЕРЦ). Повышение степени исполнения БДДС, повышение уровня контроля соблюдения лимитов авансирования, формирование оперативных данных о ликвидности, долговой позиции и состоянии расчетов с контрагентами, сокращение трудозатрат на выполнение транзакционных казначейских функций.
Задачи проекта:
-
Централизация управления Казначейской функции
-
Создание Фабрики платежей
-
Регламентация, стандартизация и автоматизация процессов Казначейской функции
Этапы реализации проекта:
1. Разработка концепции и методологии
Включала в себя анализ текущей модели осуществления казначейских функций посредством проведения диагностики казначейской функции БЕ и разработки целевой модели. Далее следовала разработка детальной операционной модели централизованного казначейства, а именно: формирование модели Фабрики платежей, целевых бизнес-процессов, методологии и регламентирующих документов. Разработка детальных функционально-технических требований включала в себя выбор ИТ-платформы, а также формирование, согласование и утверждение требований к системе автоматизации.
2. Внедрение целевой модели
Вторым этапом проекта являлось внедрение системы автоматизации процессов казначейской функции. Оно подразумевало, в первую очередь, разработку проектного решения и прототипа системы, актуализацию регламентирующих и методологических документов, тестирование системы, внедрение системы на «пилотных» БЕ и последующее тиражирование ИТ-системы на все БЕ периметра проекта. Реализация организационных мероприятий включала в себя организацию Фабрики платежей, включая юридическое оформление и формирование численности, реорганизацию Казначейства КЦ и БЕ, централизацию банковского обслуживания и внедрение целевых регламентов, политик, методик.
Ситуация до внедрения
Казначейская функция в ПАО «Полюс» была децентрализована. Дочерние организации самостоятельно осуществляли свои платежи, взаимодействовали с банками и управляли платежной позицией. Таким образом, казначейские процессы не были унифицированы на уровне Группы. Явными недостатками исходной модели являлось отсутствие оперативного прогноза ДДС, а также единой интегрированной ИТ системы, поддерживающей казначейские операции и обеспечивающей централизованное управление денежными средствами на уровне Группы в режиме реального времени. Как следствие, узкий «оперативный простор» для принятия решений по управлению денежными средствами.
Нормативная база по операциям казначейства ограничивалась регламентом проведения платежей и методикой расчетов кредитных лимитов на контрагентов. Отсутствовала методика планирования ДС и нормативная база по широкому спектру операций – привлечение финансирования, операции на финансовых рынках, сделок с драг. металлами, документарные операции, хеджирование.
Функция осуществления платежей была возложена на бухгалтерию или финансовый отдел БЕ. Оперативный контроль исполнения БДДС отсутствовал, а контроль за платежами БЕ осуществлялся по факту их проведения в учете. Функции планирования, исполнения и контроля БДДС не были разделены.
Обработка и согласование платежей производились на бумажном носителе. Отсутствовала ИТ-система для формирования платежного календаря и прогноза исполнения бюджета - использовались локальные системы, файлы MS Excel для инициации и контроля платежей. Отсутствовала интеграция с учетными системами, системами управленческой отчетности и бюджетирования.
Был сделан выбор в пользу
целевой модели, которая предполагает централизованное управление казначейской функцией на уровне КЦ с вынесением транзакционных процессов на уровень Фабрики платежей.
К основным преимуществам целевой модели стоит отнести унификацию и стандартизацию процессов казначейства, сокращение трудозатрат, уменьшение числа сотрудников, занятых выполнением казначейский функций, повышение уровня оперативного прогнозирования и качества управления денежными средствами, снижение доли свободных денежных средств в дальнейшем, а также получение регулярной оперативной информации о денежных средствах и платежной позиции компании, повышение платежной дисциплины и снижение расходов на банковское обслуживание.
Целевая модель казначейской функции предполагает централизацию управления казначейской функцией группы в рамках дирекции казначейства корпоративного центра. Централизованные функции, не связанные с принятием управленческих решений, реализуются в рамках отдельного структурного подразделения – Фабрики платежей.
Организация и координация казначейской функции
-
Централизованное управление денежными средствами
-
Централизованное управление взаимодействием с банками
-
Централизованное привлечение внешнего финансирования
-
Реализация готовой продукции
-
Управление внутригрупповой задолженностью
-
Контроль Заявок на платеж на основании стандартизированных бизнес-процессов
-
Централизованное управление валютными и процентными рисками
-
Централизованный расчет, установление и контроль кредитных лимитов на контрагентов и на банки-партнеры
-
Централизованное исполнение платежей, получение и обработка банковской выписки в казначейской системе
-
Централизованное ведение валютного контроля
-
Осуществление финансовых сделок компаний Группы в казначейской системе
-
Участие в согласовании договоров по финансовой деятельности
-
Формирование запросов на утверждение кредитного лимита
-
Формирование Заявок на платеж и Заявок на поступление ДС
-
Организация перераспределения лимитов БДДС при их перерасходе
Выбор платформы 1С был обусловлен организационно-экономическими параметрами, такими как сокращение сроков внедрения за счет наличия опыта работы с 1С у пользователей, в первую очередь. Другими факторами, сыгравшими роль в принятии решения, стало наличие у компании собственных компетенций по централизованной поддержке систем на платформе 1С, а также действующего договора франчайзинга с 1С, что позволяет оптимизировать затраты на приобретение лицензий.
Выбор сделан в пользу «1С:Управление холдингом»:
-
Конфигурация реализована на актуальной версии платформы 1С – 8.3
-
Конфигурация позволяет реализовать функциональные и технические требования казначейской функции
-
Широкие возможности по интеграции со смежными ИТ-системами (АСБНУ, СЭД), а также с Клиент-банком.
-
Комплексное решение класса CPM (управление эффективностью холдинга), предназначенное для автоматизации задач, связанных с учетом, планированием и контролем эффективности холдингов
Месторасположение Фабрики Платежей. По результатам сравнительного анализа городов для размещения Фабрики Платежей ПАО «Полюс» предлагается реализация концепции географического присутствия Фабрики Платежей в Красноярске.
Выбор месторасположения учитывает ряд важных критериев:
-
Часовая разница с КЦ
-
Часовая разница с ДО
-
Наличие квалифицированного персонала (с учетом уровня з/п в регионе)
-
Присутствие основных банков-партнеров в регионе
-
Скорость перемещения и запуска Фабрики Платежей (наличие готовой инфраструктуры)
Результаты проекта:
-
Разработаны регламенты по операциям казначейства с учетом целевой модели казначейства
-
Разработана методика планирования денежных средств и казначейская политика компании
-
Разработана политика управления финансовыми рисками
-
Разработана модель Фабрики платежей как единого расчетного центра Группы
-
Разработана модель Единого Казначейства как единого центра управления ликвидностью Группы
-
Формализованы процессы казначейства, включая разделение функций планирования, контроля и исполнения БДДС
-
Разработана комплексная модель бизнес-процессов в ARIS с описанием участников, их ролей, ответственности, последовательности действий, входящей /исходящей документации
-
Создание единой ИТ-системы на базе 1 С, интегрированной со всеми смежными системами
-
Сокращение сроков согласования и проведения платежей
-
Сокращение сроков формирования и повышение качества и прозрачности управленческой отчетности
-
Формирование единого хранилища всех данных по поступлениям и платежам Группы с быстрой навигацией
-
Автоматизация обмена данными с платежными системами банков-партнеров
Эффект от внедрения модели Централизованного казначейства
Количественный эффект
-
Сокращение трудозатрат на выполнение казначейских функций по Группе на 56%
-
Снижение стоимости банковского обслуживания и сокращение количества банковских счетов
-
Оптимизация и повышение доходов от размещения денежных средств за счет сокращения величины свободных денежных средств на расчетных счетах Группы
-
Снижение уровня операционных рисков
-
Получение оперативной информации о ликвидности на уровне Группы , обеспечивающей скорость принятия управленческих решений
-
Эффективное перераспределение денежных средств внутри Группы
Качественный эффект
-
Усиление контроля над денежными потоками
-
Повышение уровня финансовой дисциплины
-
Четкое распределение ролей и ответственности
-
Стандартизированные технологии и процессы за счет единого ИТ-решения и регламентной документации
-
Централизация и усиление процедур контроля над казначейскими процессами
-
Построение «центра экспертизы» и повышение квалификации сотрудников
Вернуться...